среда, 25 мая 2011 г.

Неисчерпаемые Сокровищницы Мудрости. Сутра из собрания “Махаратнакута”.

Так я слышал. Однажды Пробуждённый пребывал на горе Гридхракута вблизи города Раджагриха вместе с одной тысячью великих монахов. Все эти монахи обрели величественные заслуги и могли издать львиный рык. Также его сопровождали пятьсот великих бодхисаттв. Все они овладели заклинаниями, достигли беспрепятственного красноречия, обрели постижение невозникновения явлений, вступили на уровень невозвращения, осуществили созерцания и достигли свободного владения чудесными силами. Они хорошо знали склад ума и склонности живых существ.

Бодхисаттв возглавляли великие бодхисаттвы Солнечный Стяг, Лунный Стяг, Вселенский Свет, Лунный Царь, Освещающий Вершины, Сын Солнца, Львиная Мудрость, Драгоценный Свет Заслуг, Постижение Всех Смыслов, Осуществление Предшествующих Условий, Исполнение Обетов и Деяний, Мудрость Пустоты, Равностный Ум, Радость и Любовь, Любящий Общество, Победоносный Боец, Мудрые Деяния, Молниеносное Достижение, Превосходное Красноречие, Львиный Рык, Чудесный Голос, Бдительный, Деяния Искусного Обращения и Деяния Окончательного Покоя.

Также в собрании находились Индра, четыре царя богов, Брахма, владыка мира Претерпевание, и неисчислимые внушающие благоговение добродетельные боги, драконы, якши, небесные музыканты, полубоги, гаруды, киннары и махораги.

В это время бодхисаттва Молниеносное Достижение, увидев, что все возвышенные собрались и всё собрание утихло, встал со своего места, обнажил правое плечо, преклонил правое колено, соединил ладони и сказал Пробуждённому:

«Всевышний, я желаю задать тебе несколько вопросов. Пожалуйста, даруй мне разрешение».

Всевышний сказал Молниеносному Достижению:

«Так Приходящий, Досточтимый, Всецело Просветлённый, удовлетворит твою просьбу. Спрашивай всё, что пожелаешь, я отвечу и объясню тебе».

Бодхисаттва Молниеносное Достижение спросил  Пробуждённого:

«Всевышний, что должен исполнять бодхисаттва для того, чтобы он мог удовлетворять желания живых существ, не подвергаясь воздействию скверн; искусно вести живых существ в соответствии с их особыми склонностями и предохранять их от падения в горестные уделы бытия после смерти; непременно постичь равенство явлений; и оставаться неосквернённым миром, в котором он живёт, так же как лотос остаётся незапятнанным грязной водой, из которой он растёт? Как бодхисаттва может свободно путешествовать в землях пробуждённых, оставаясь совершенно недвижимым в сущности явлений (дхармадхату) (1); всегда быть рядом с Пробуждённым, не считая его материальным телом; пребывать в трёх вратах освобождения, не входя в успокоение Малой Колесницы; украшать и очищать земли пробуждённых в соответствии с желаниями живых существ и мгновенно обрести высшее пробуждение?»

Затем великий бодхисаттва произнёс стихи, повторяя свои вопросы:

   «Непревзойдённый, Высочайший из Людей,
   Владыка Бесконечного Знания,
   Ты пребываешь в явлениях, привычных всем.
   Ты приносишь пользу миру
   И равностно относишься к живым существам.
   Ты – убежище мира.
   Ты открываешь истинный путь иноверцам,
   Даруя им возможность обретения окончательного покоя и радости (2).
   Высшие  заслуги, накопленные тобой,
   Подобны сокровищу, найденному в земле.
   Солнце мудрости во вселенной,
   Почитаемый в трёх мирах,
   Изложи высшую колесницу (3)
   Для обретения достижений бодхисаттвы.
   Твоё лицо ясно подобно полной луне;
   Ты – знаток состояния покоя;
   Ты раскрываешь Истину спокойствия,
   Которая может уничтожить все скверны.
   Объясни путь бодхисаттвы
   Ради блага живых существ.
   Земля пробуждённого, время его жизни,
   Его материальное тело и его свита чисты,
   А также действия его тела, речи и ума
   И все другие качества.
   Так Приходящий, изложи сейчас
   Чистые практики бодхисаттвы.
   Как бодхисаттва побеждает демонов?
   Как он учит Истине?
   Как он сохраняет непрерывную внимательность?
   Пожалуйста, объясни нам это.
   Каким образом храбрый герой (4)
   Снова и снова погружается в круговерть,
   И всё же непоколебимо пребывает в недвойственности
   И остаётся ничем незатронутым?
   Как он общается с пробуждёнными
   И делает им подношения?
   Как он воспринимает материальное тело Пробуждённого,
   Оставаясь в действительности отрешённым от всех форм?
   Как он воздерживается от вхождения в успокоение,
   Пока не обретёт все заслуги (5),
   Хотя постиг трое врат освобождения
   И свободен как птица в небе?
   Как он узнаёт склонности и желания живых существ,  
   Без страха действует в соответствии с ними,
   Приводит этих существ к зрелости,
   И всё же остаётся неосквернённым?
   Каким образом он сначала дарит им мирские удовольствия,
   А затем убеждает их очистить свои умы
   И помогает им обрести высшую мудрость
   И достичь высшего пробуждения?
   Так Приходящий, объясни нам
   Эти тонкие и глубокие учения!»

Тогда Всевышний сказал великому бодхисаттве Молниеносное Достижение:

«Превосходно! Превосходно, добрый человек, что ты можешь задавать Пробуждённому такие вопросы для того, чтобы принести пользу, покой и счастье бесчисленным существам и обратить к Истине тех богов и людей настоящего, которые станут бодхисаттвами в будущем. Поэтому, Молниеносное Достижение, слушай внимательно и хорошенько обдумай то, что я скажу. Я объясню тебе».

Бодхисаттва Молниеносное Достижение сказал:

«Да, Всевышний. Я буду слушать с радостью».

Пробуждённый сказал Молниеносному Достижению:

«У великого бодхисаттвы есть пять сокровищниц мудрости (6), все они являются великими сокровищницами мудрости, неисчерпаемыми сокровищницами мудрости, всеобъемлющими неисчерпаемыми сокровищницами мудрости. Если бодхисаттва обладает этими сокровищницами, он навсегда избавится от бедности, обретёт высшие добродетели, о которых ты упоминал, и быстро и без больших усилий достигнет высшего пробуждения. Каковы эти пять? Они таковы: сокровищница мудрости для вожделеющего, сокровищница мудрости для гневного, сокровищница мудрости для невежественного, сокровищница мудрости для тех, кто в равной степени охвачен тремя сквернами, и сокровищница мудрости Истины.

Молниеносное Достижение, какова сокровищница мудрости великого бодхисаттвы для вожделеющего? Когда живые существа действуют, руководствуясь вожделением, они связаны ошибочными воззрениями; они различают все явления; они цепляются за формы, звуки, запахи, вкусы, касания и объекты ума и увлекаются ими. Бодхисаттва должен обладать истинным знанием склада ума живых существ: от чего они получают удовольствие и чего желают, какие обстоятельства усугубляют их обычные скверны, какую веру и понимание они обрели, какие благие корни они посадили в прошлом, учения какой колесницы пробудят в них устремление к пробуждению, и какой период времени потребуется для созревания их благих корней. Бодхисаттва должен всё это тщательно исследовать и изыскать средство, необходимое для того, чтобы полностью отсечь страсти этих живых существ и побудить их непрерывно развивать благой настрой ума.

Молниеносное Достижение, тебе следует знать, что разнообразные склонности и действия живых существ трудно распознать. Их не может знать никакой слушатель или для-себя-пробуждённый, не говоря уже об обычных людях и иноверцах. Например, Молниеносное Достижение, некоторых живых существ, несмотря на то, что они привязаны к желаниям, можно привести к зрелости и они могут достичь высшего пробуждения. Некоторые могут созреть и таким образом достичь высшего пробуждения и освобождения, как только они соприкоснутся с желанными объектами или заговорят о них с вожделеющим умом (7). Некоторые могут быть зрелыми и поэтому достичь высшего пробуждения и освобождения по причине прекращения страстей и глубокого размышления о непостоянстве, возникшего из-за того, что они осознали порчу вожделённых красивых вещей, виденных ими прежде.

У некоторых мужчин не возникает страсть к женщине с первого взгляда, но когда позднее они вспоминают очаровательный облик женщины, их умы заполняет желание и они привязываются к ней. Некоторых охватывает вожделение и они увлекаются желанием, когда видят красивую женщину в сновидениях. Некоторые очаровываются женщинами, едва услышав их голоса. Однако, иногда этих мужчин можно привести к зрелости и они достигают пробуждения и освобождения просто благодаря временному прекращению своего вожделения.

Молниеносное Достижение, поскольку бодхисаттва досконально знает все болезни, происходящие от вожделения, и методы их исцеления, в то же время не усматривая никакой двойственности в сущности явлений, он порождает великое сострадание ко всем тем, кто не знает сущности явлений. Молниеносное Достижение, поскольку вожделение, гнев, неведение и мудрость сущности явлений равно непостижимы, бодхисаттва думает:

«Я вижу, что эти живые существа охвачены вожделением, гневом и неведением, объектами которых являются составные явления, лишённые формы, пустые по природе и существующие только как условные наименования. Я трезво исследую эту ситуацию и проявлю великое сострадание к этим существам, обманутым вожделением; я исполню свои прошлые обеты, я приведу их к зрелости благодаря безусильной мудрости и меня не потревожит никакое явление».

Если мужчина думает, что женщина чиста, и совершенно теряет от неё голову, бодхисаттва преобразится в красивую изысканную женщину, украшенную драгоценностями и ожерельями, столь же желанную, как небесная дева, которую мужчина когда-либо видел прежде, и позволит ему изливать на неё свою страстную любовь. Когда мужчина увлечётся  своей страстью до предела, бодхисаттва использует средства, соответствующие способности мужчины, и извлечёт из него ядовитую стрелу вожделения. Затем, благодаря своей чудесной силе он вернёт себе мужской облик и, явившись мужчине, будет излагать ему Истину до тех пор, пока тот не постигнет сущность явлений. После этого он покинет мужчину и исчезнет. В случае женщины, потерявшей голову от мужчины, бодхисаттва сделает то же самое, он проявится для неё как мужчина, извлечёт из неё ядовитую стрелу вожделения, будет излагать ей Истину до тех пор, пока она не постигнет сущность явлений, а затем исчезнет.

Молниеносное Достижение, хотя живые существа осквернены двадцатью одной тысячью действий желания и другими дурными действиями, составляющими в целом восемьдесят четыре тысячи (8), благодаря безусильной мудрости бодхисаттва может открыть множество врат Истины и привести их к освобождению, не порождая представления, что он изложил живым существам какие-либо учения или что какие-то живые существа были освобождены.

Молниеносное Достижение, например, царь драконов озера, именуемого Без Тепла (9), благодаря силе своих прошлых действий испускает четыре великих реки из своего дворца для того, чтобы остудить летнюю жару для живых существ, которые живут на земле или в воде; чтобы питать цветы, фруктовые деревья  и злаки; и чтобы даровать живым существам покой и счастье. Однако, он не порождает представления о том, что он источает, источал, или будет источать реки. Самопроизвольно он наполняет водами четыре реки ради пользы живых существ. Подобно этому, бодхисаттва исполняет свои прошлые обеты, излагая четыре благородные истины благодаря безусильной мудрости для того, чтобы устранить все жгучие горести круговерти и даровать святое блаженство освобождения всем богам и людям. Однако, он не порождает представления о том, что он учит, учил, или будет учить Истине; самопроизвольно он проявляет великое сострадание, зрит живых существ и объясняет Истину в соответствии с их нуждами.

Далее приведём пример, Молниеносное Достижение, Индра может оставаться неизменным, проявляя тела, столь многочисленные, что они могут удовлетворить по отдельности и одновременно чувственные желания его ста двадцати тысяч небесных супруг, заставляя каждую из них думать, что она одна развлекается с Индрой. Подобно этому, бодхисаттва может оставаться неизменным, приводя к зрелости живых существ, которые могут достичь освобождения, в соответствии с их желаниями.

Молниеносное Достижение, приведём ещё пример: солнце, поднимаясь из-за горы, изливает свой свет на весь мир и является причиной того, что везде, куда достигают его лучи, возникают различные цвета, такие как синий, жёлтый, красный и белый, тогда как само солнце остаётся единственным неделимым одноцветным светом. Подобно этому, бодхисаттва, солнце мудрости, освещает всё измерение явлений таким же образом, поднимаясь над подобными горам привязанностями живых существ и обучая их Истине в соответствии с их нуждами, и всё же сам он не усматривает никакой двойственности в измерении явлений.

Молниеносное Достижение, вот что означает сокровищница мудрости великого бодхисаттвы для вожделеющего. Если бодхисаттва обрёл эту сокровищницу, в течение эпохи или нескольких эпох он может проявляться в бесчисленных телах в соответствии с желаниями живых существ и учить их Истине, используя разнообразные способы, но он не усматривает двойственности в измерении явлений.

Кроме того, Молниеносное Достижение, приведём пример, подлинное золото остаётся тем же самым по природе, когда благодаря своему умению ремесленник делает из него различные ожерелья и другие украшения. Подобно этому бодхисаттва надлежащим образом созерцает сущность явлений, проявляет множество тел в соответствии с желаниями живых существ и многообразно объясняет им Истину, но он не усматривает никакой двойственности в измерении явлений. Это называется постоянное проникновение в равенство измерения явлений. Если бодхисаттва обрёл эту сокровищницу мудрости, он может даровать живым существам различные проповеди Истины, и живые существа, услышав их, обогатятся неисчерпаемыми святыми сокровищами и навсегда освободятся от бедности круговерти.

Теперь, Молниеносное Достижение, что означает сокровищница мудрости великого бодхисаттвы для гневного? Некоторые живые существа склонны к надменности и тщеславию; они считают, что «я» и «моё» реальны, и цепляются за различение между собой и другими. Поскольку они никогда не взращивают доброту или терпение, их умы искажаются гневом и другими жгучими сквернами; они не памятуют о Пробуждённом, Истине или Общине; охваченные яростью, они заблуждаются относительно природы явлений. Бодхисаттва никогда не вредит этим злонравным людям и не гневается на них, но думает вместо этого:

«Странные эти живые существа! Введённые в заблуждение, помрачённые и опутанные ложными воззрениями, они гневаются и обижаются, несмотря на то, что в действительности все явления по природе недвижимы, бесстрастны, неосквернены, не состоят из частей, и пребывают за пределами раздоров».

С такой мыслью он будет искренне проявлять великое сострадание и милосердие к этим живым существам. Для того, чтобы усмирить их гневные действия, он будет переносить таких людей с непоколебимым терпением, даже если они будут расчленять его тело. Если все бесчисленные злонравные существа будут предавать друг друга и проявлять враждебность друг к другу, таким образом обрекая себя на падение в низший удел змей, когда созреют плоды действий, бодхисаттва, взращивающий терпение, использует свою милосердную силу для того, чтобы обратить этих живых существ, препятствуя их падению в горестные уделы бытия и способствуя тому, чтобы они непременно постигли равенство. Так бодхисаттва устраняет гневные действия живых существ, используя искусные средства.

Кроме того, Молниеносное Достижение, когда бодхисаттва увидит гневных людей, он помыслит:

«Все явления чисты по природе. Поскольку эти живые существа не понимают природу явлений, они действуют в соответствии с видимостью явлений, тщетно различают и чувствуют гнев, несмотря на то, что в действительности все явления равны и пребывают за пределами раздоров. Если бы они знали природу явлений, они не испытывали бы враждебности друг к другу, но поскольку они не постигли её, то впадают в гнев».

Тогда бодхисаттва удвоит свою доброту и проявит великое сострадание к этим существам. Он исполнит свои прошлые обеты и объяснит им Истину, с безусильной мудростью раскрывая различные учения для того, чтобы положить конец их гневным действиям. Однако, он не будет думать, что учит Истине для того, чтобы устранить гнев живых существ. Почему это так? Потому что бодхисаттва зрит природу измерения явлений. Так бодхисаттва непоколебимо пребывает в сущность явлений за пределами различий и устраняет осквернённые действия.

Молниеносное Достижение, например, сущностная природа тьмы и света одна и та же; и то, и другое, подобно пустому пространству без отличительных признаков. Поэтому в действительности тьма никогда не устраняется, когда появляется свет, но нельзя сказать, что она не устраняется в относительном смысле. Так же и бодхисаттва, полагающийся на мудрость отсутствия различий в измерении явлений, может искусно разъяснять Истину для того, чтобы устранить различные гневные действия живых существ, и всё же он не различает в измерении явлений.

Молниеносное Достижение, так же, как солнечный свет никогда не отделяется от солнца, где бы оно ни сияло, так и всё, чему учит бодхисаттва для того, чтобы усмирить и уничтожить гневные действия живых существ, является колесом Истины, поскольку он не различает никакие явления во вселенной.

Хотя живые существа осквернены двадцатью одной тысячью гневных действий и другими дурными действиями, составляющими в целом восемьдесят четыре тысячи, благодаря безусильной мудрости бодхисаттва может учить этих существ уместным Истинам для того, чтобы совладать с их гневными действиями, не порождая представления о том, что он учит, учил, или будет учить их Истине. Вот что означает сокровищница мудрости великого бодхисаттвы для гневного.

Если бодхисаттва обрёл эту сокровищницу, он может в течение эпохи или нескольких эпох искусно и многообразно учить Истине для того, чтобы исполнить желания живых существ. Хотя гневные действия живых существ не знают пределов, мудрость и красноречие бодхисаттвы также неисчерпаемы. Вот как бодхисаттва, который обрёл сокровищницу мудрости для гневного, искусно объясняет природу измерения явлений за пределами различий.

Теперь, Молниеносное Достижение, что означает сокровищница мудрости великого бодхисаттвы для невежественного? Молниеносное Достижение, покорение невежественного – очень трудная задача для бодхисаттв, поскольку такие люди совершают ошибочные действия, полны враждебности к другим и покрыты скорлупой неведения, подобно червям-шелкопрядам, завёрнутым в свои коконы, не могут мудро приспосабливаться к явлениям, не проявляют усердия в соблюдении надлежащего порядка действий, цепляются за воззрение о «я», следуют ложным путям, медленно продвигаются вперёд и не способны выбраться из круговерти.

Породив устремление к пробуждению ради блага таких невежественных существ, бодхисаттва не будет мешкать, неустанно и непрерывно прилагая великие, напряжённые усилия. Он размышляет о том, как он будет учить Истине, при каких обстоятельствах, и как наилучшим образом истолковать её, чтобы побудить невежественных людей следовать практикам бодхисаттв и обрести освобождение.

Бодхисаттва, который в прошлом обрёл постижение сущности явлений, проявит великое сострадание благодаря своей безусильной мудрости. Когда он встретит живых существ, которые не постигли сущность явлений, он покорит их, объясняя учения Пробуждённого в соответствии с их способностями, и всё же у него не будет представления о том, что он учит, учил или будет учить Истине. Благодаря силе своих прошлых обетов он ясно видит взаимосвязь всех событий во вселенной и способен самопроизвольно открыть сотни тысяч врат Истины для того, чтобы удержать живых существ от действий, обусловленных неведением, и таким образом привести их к освобождению.

Молниеносное Достижение, приведём в пример хорошего врача, опытного в исцелении болезней. Благодаря своему доскональному знанию медицинских трактатов он может сразу же распознать любую болезнь, увидев её симптомы, а затем излечить её, используя надлежащие заклинания или лекарства. Таким же образом бодхисаттва, который обрёл постижение измерения явлений, благодаря своей безусильной мудрости может учить Истине погрязших в неведении людей, излагая им сотни тысяч учений в соответствии с их разнообразными склонностями.

Молниеносное Достижение, вот что означает сокровищница мудрости великого бодхисаттвы для невежественного. Если бодхисаттва обрёл эту сокровищницу, он будет обладать глубоким постижением взаимосвязи всех событий во вселенной и может в течение эпохи или нескольких эпох многообразно учить Истине этих невежественных существ в соответствии с их склонностями и желаниями. Хотя их заблуждения безграничны, его мудрость и красноречие также неисчерпаемы. Бодхисаттва, который обрёл сокровищницу мудрости для невежественного, может таким образом искусно излагать Истину, не различая. Для того, чтобы устранить двадцать одну тысячу обусловленных неведением действий и другие дурные действия, составляющие в целом восемьдесят четыре тысячи, бодхисаттва проповедует сотни тысяч учений. Таково объяснение сокровищницы мудрости бодхисаттвы для невежественного.

Теперь, Молниеносное Достижение, что означает сокровищница мудрости великого бодхисаттвы для тех, кто омрачён тремя сквернами в равной степени? Приведём в пример чистое, прозрачное как хрусталь, зеркало с четырьмя гранями. Зеркало, поставленное на перекрёстке двух оживлённых улиц,  безошибочно отражает всё, что находится вокруг, но у него нет представления, что оно порождает эти образы. Они естественно отражаются в нём, если зеркало хорошо отполировано. Таким же образом, когда бодхисаттва отполировал зеркало измерения явлений, он пребывает в безусильном созерцании и проповедует сотни тысяч учений в соответствии с различным умственным складом живых существ так, чтобы они смогли обрести полное понимание этих учений и достичь освобождения. Однако, он не порождает никаких представлений об учениях или живых существах. Почему это так? Потому что бодхисаттва обладает постижением природы измерения явлений. Он знает истинные обстоятельства живых существ, склонных к четырём осквернённым состояниям, и проповедует им Истину в соответствии с их склонностями. Однако, в согласии с реальностью он зрит явления и живых существ за пределами двойственности – он ясно видит, что между ними нет различий.

Молниеносное Достижение, подобно тому, кто не видит в пространстве никаких различимых свойств или построек, бодхисаттва, созерцающий измерение явлений, в полной мере постигает, что все явления тождественны. Благодаря силе своих прошлых обетов он может многообразно объяснять Истину в соответствии со склонностями живых существ, и всё же он не усматривает различий в измерении явлений.

Молниеносное Достижение, бодхисаттва обладает ясным постижением двадцати одной тысячи действий, совершаемых теми, кто омрачён тремя сквернами в равной степени, так же как и других дурных действий, составляющих в целом восемьдесят четыре тысячи. Он может многообразно проповедовать Истину благодаря своей безусильной мудрости, так же, как хороший врач может поставить правильный диагноз и прописать надлежащее лекарство для излечения болезни. Вот что означает сокровищница мудрости великого бодхисаттвы для тех, кто охвачен тремя сквернами в равной степени.

Если бодхисаттва обрёл эту сокровищницу мудрости, он может в течение эпохи или нескольких эпох искусно и многообразно проповедовать Истину живым существам в соответствии с их устремлениями. Хотя дурные действия живых существ безграничны, так же безграничны мудрость и красноречие бодхисаттвы. Бодхисаттва, который обрёл сокровищницу мудрости для тех, кто омрачён тремя сквернами в равной степени, может таким образом искусно проповедовать отсутствие различий в природе измерения явлений.

Кроме того, Молниеносное Достижение, если бодхисаттва обретает такую мудрость, он будет досконально знать склонности и желания живых существ. Для того, чтобы покорить и исцелить живых существ, охваченных вожделением, он может проявиться в виде обычного человека, полного желаний, у которого есть жена, дети, имущество и то, что нужно для жизни, однако, этот человек останется столь же незапятнанным, как цветок лотоса. Некоторые омрачённые и не обладающие мудростью живые существа не могут понять, что это – искусные средства бодхисаттвы и думают: «Как может мудрый человек так жаждать исполнения желаний, что его нельзя отличить от обычного человека?» Поэтому они считают, что бодхисаттва отказался от своего устремления к пробуждению. Из-за того, что их умы нечисты, они гневаются на бодхисаттву, не уважают и не верят в него. По причине накопления следов таких действий они падут в великие ады после смерти. Однако, бодхисаттва тайно обратит их и они непременно постигнут равенство явлений после того, как получат воздаяние за свои злодеяния.

Например, Молниеносное Достижение, так же, как яростный огонь может сжечь все деревья и травы, поглощая и превращая их все в огонь, так и яростный огонь мудрости бодхисаттвы может превратить вожделение, гнев и неведение всех добрых или злых живых существ, которых он встречает, в мудрость (10). Это называют необыкновенным качеством бодхисаттвы.

Далее приведём в пример гору Сумеру, которая обладает необыкновенными свойствами. Каждая из её четырёх сторон сделана из драгоценностей одного вида, и все живые существа, являются ли они синими, жёлтыми, красными или белыми, принимают цвет лазурита, когда приближаются к стороне, сделанной из лазурита, цвет золота, когда приближаются к стороне, сделанной из золота, цвет серебра или хрусталя, когда они приближаются к этим сторонам. Таким же образом, если бодхисаттва обладает этим необыкновенным качеством, то живые существа, вожделеющие, гневные или невежественные, добрые или злые, все обретут мудрость бодхисаттвы, встретишись с ним. Из-за своих нечистых умов и злодеяний некоторые из этих существ могут пасть в ады, в мир голодных духов, в мир животных, или в мир Ямы, однако, получив воздаяние за свои преступления, они непременно обретут высшее пробуждение благодаря необыкновенным заслугам бодхисаттвы и силе его обетов. …

Молниеносное Достижение, так же, как гора Сумеру выше всех других гор, так и мудрость так приходящего выше всех других видов мудрости. Так же, как море глубже всех других вместилищ воды, так и мудрость так приходящего глубже всех других видов мудрости. Так же, как царь вселенной – самый почитаемый из всех царей, так и мудрость так приходящего не могут превзойти другие виды мудрости.

Молниеносное Достижение, поскольку так приходящий обрёл этот вид мудрости, он может досконально понимать вожделение, гнев и неведение живых существ и все изменения, происходящие в их умах; он мгновенно постигает всё это.

Молниеносное Достижение, так приходящий, который обрёл мудрость всеведения, подобен человеку, обладающему незамутнённым взором: так же, как этот человек, не прилагая усилий, может с неоспоримой ясностью видеть плод манго (11), лежащий в его руке, Так Приходящий может видеть умственную деятельность всех существ и в соответствии с этим излагать Истину собраниям.

В безмерных, бесчисленных землях пробуждённых есть живые существа, которые склонны к вожделению, которых сжигает и волнует вожделение, которые растрачивают своё время, днём и ночью думая о способах удовлетворения своего вожделения, и создают разнообразные следы действий, связанные с телом и речью, по причине жгучего вожделения. Всё это Так Приходящий знает и видит.

Есть живые существа, которые охвачены гневом и ненавистью, они таят вражду друг против друга и падут в Непрерывный Ад по причине своей злобы. Всё это Так Приходящий знает и видит.

Есть живые существа, которые склонны к заблуждению, окутаны неведением, сбиты с толку, упрямы, они испытывают радость от практики ложных воззрений. Всё это Так Приходящий знает и видит.

Некоторые живые существа обладают знанием, у некоторых знание отсутствует; некоторые продвигаются вперёд, некоторые возвращаются назад; некоторые взрастили благие корни для колесницы так приходящих (12), некоторые – для колесницы слушателей, некоторые – для колесницы для-себя-пробуждённых. Всё это Так Приходящий знает и видит.

Поскольку Так Приходящий обрёл этот вид мудрости, он знает особенности умственного склада живых существ, присутствующих в собрании. В неподходящее для проповеди время он будет хранить молчание и только думать:

«Эти живые существа запутались в своих мнениях о явлениях и сейчас не могут понять моего учения».

Поскольку Так Приходящий оснащён высшей силой и чувством, позволяющим искусно выбрать надлежащее время, он досконально знает, кого можно покорить, кто обладает высокими устремлениями, кто наделён терпением, и кто может принять увещевания. В соответствии с этим он склоняет людей к Истине и приносит им пользу. …

Когда бодхисаттва видит вожделеющих существ, ему следует думать:

«Их сжигает желание по моей вине».

Когда он видит живых существ, охваченных гневом или глупыми заблуждениями, ему также следует думать:

«Это – мой изъян. Почему? Когда я вижу больных живых существ, мой долг заключается в том, чтобы найти лекарство и способы их исцеления. Я принял обет избавить их от болезней, но и сейчас они всё ещё больны. Должно быть, я покинул их, поэтому я виноват».

Молниеносное Достижение, если бодхисаттва обретает такое состояние ума, размышляя о своих изъянах и чувствуя великую любовь к живым существам, он никогда не будет мстить своим обидчикам, даже если они расчленят его тело. Молниеносное Достижение, если бодхисаттва таким образом занимается правильной практикой, он полностью искоренит следы своих прошлых дурных действий и в будущем в нём не возникнет никакое зло.

Молниеносное Достижение, бесчисленные, неисчислимые эпохи тому назад, прежде эпохи пробуждённого Дипамкары, жил пробуждённый по имени Так Приходящий Рождённый Победоносным, Досточтимый, Всецело Просветлённый, Единственный Совершенный в Изучении и Поведении, Хорошо Ушедший, Познавший Мир, Непревзойдённый, Великий Усмиритель, Учитель Богов и Людей, Пробуждённый, Всевышний. Он родился в мире, именуемом Сияющий Свет, и жил в лесу вблизи столичного города Прочный Мир.

В это время жил гневный, кровожадный, яростный, безжалостный мясник по имени Ужасный, чьи руки всегда были в крови. У него был пугающий вид. Однажды он вошёл в свой дом, чтобы убить корову, привязанную здесь. Увидев его, корова пришла в ужас и бросилась бежать к лесу, где жил Так Приходящий Рождённый Победоносным, потащив верёвки с собой. Когда мясник с ножом в руке стал её преследовать, корова пришла в смятение и упала в глубокую яму. Понимая, что смерть её близка, она жалобно замычала и застонала от боли. При виде коровы мясник пришёл в ярость и немедленно прыгнул в яму, собираясь её зарезать.

В это время Так Приходящий Рождённый Победоносным, окружённый огромным собранием бесчисленных сотен тысяч последователей, подробно объяснял учение о зависимом возникновении:

«От неведения зависят действия; от действий зависит сознание; от сознания зависят имя и форма; от имени и формы зависят шесть органов чувств; от шести органов чувств зависит соприкосновение с объектами; от соприкосновения зависит ощущение; от ощущения зависит вожделение; от вожделения зависит привязанность; от привязанности зависит становление; от становления зависит рождение; от рождения зависит старость, смерть, тревоги, печаль, бедность и несчастье. Каждое звено цепи зависимого возникновения является только великим скопищем страдания.

Соседние звенья цепи, в порядке от неведения и действий до рождения, старости и смерти, а также в обратном порядке, не думают друг о друге и не осознают друг друга. Все они непостижимы по природе; они не обладают действиями, мышлением, «я» или «моё». Каждое звено чисто в своей сущностной природе и не знает других. Однако обычные люди, несведущие в этом учении, утверждают, что форма – это «я», что «я» обладает всеми формами, и что форма принадлежит «я»; и они придерживаются такого же воззрения об ощущении, представлении, склонностях и сознании.

Из-за того, что они цепляются за «я» и «моё», они порождают четыре ложных воззрения – они принимают непостоянство за постоянство, страдание за радость, нечистое за чистое и отсутствие «я» за «я».
Из-за своих ошибочных воззрений они омрачены неведением и не могут мыслить правильно; их умы покрываются сквернами и они не могут выйти за пределы своих скверн; они опутаны жаждой бытия и поэтому непрерывно кружатся в круговерти. Мудрые, благодаря своему глубокому постижению всех явлений, не видят «я», других, живых существ, жизни, рождения, старости, болезни или смерти. Они не видят никакого рабства или убийства».

Молниеносное Достижение, когда мясник Ужасный издалека услышал голос Так Приходящего, проповедующего Истину, внезапно он пробудился и его намерение убить сразу исчезло. Отбросив в сторону нож, он вылез из ямы, пришёл к Пробуждённому и припал головой к его ногам. Затем он отошёл, встал в стороне и сказал:

«Всевышний, я желаю оставить мирскую жизнь и следовать пути Истины пробуждённых».

Пробуждённый сказал:

«Очень хорошо! Добро пожаловать, монах»,

и мясник немедленно принял полные монашеские обеты.

Затем Так Приходящий Рождённый Победоносным, зная, что ум мясника постепенно созревал, подробно объяснил ему практики бодхисаттвы. Услышав их, Ужасный достиг постижения невозникновения явлений и после этого никогда не отклонялся от Истины пробуждённых.

Что касается коровы, она обрадовалась, услышав чудесный голос Так Приходящего, проповедующий учение о зависимом возникновении. После смерти она переродилась в Небесах Тушита, где узрела Майтрейю и обрела истинную веру.

Молниеносное Достижение, действия живых существ очень сложны и тонки, их трудно распознать и понять. Поэтому, Молниеносное Достижение, стремясь к высшему пробуждению, бодхисаттва должен стараться досконально узнать способности и действия живых существ. Ему следует хранить беспристрастный и беспрепятственный ум, объемлющий всех существ, и не привязываться ни к каким явлениям. …

Теперь, Молниеносное Достижение, что такое сокровищница мудрости Истины, которой обладает бодхисаттва? Она такова: бодхисаттва ясно видит все формы, как они есть в действительности; он знает, что они изначально несозданы и их природа чиста. Поскольку бодхисаттва обладает полным постижением форм, он может обрести четыре составляющих беспрепятственного красноречия. Каковы эти четыре? Они таковы: беспрепятственное понимание смысла, беспрепятственное знание явлений, беспрепятственное владение языком и беспрепятственная способность рассуждения.

Беспрепятственное понимание смысла является совершенным пониманием смысла всех форм. Каков смысл форм? Он равен окончательной истине (13). Что такое окончательная истина? Это – непостижимость форм. Обретение понимания этой окончательной истины называется беспрепятственным пониманием смысла.

Беспрепятственное знание явлений – это доскональное знание всех форм, которое проистекает из тщательного их наблюдения.

Беспрепятственное владение языком – это искусное использование языка, которое опирается на беспрепятственную мудрость, для всевозможных объяснений форм.

Беспрепятственная способность рассуждения является способностью рассуждать о всех формах и раскрывать их живым существам в соответствии с их склонностями, не имея привязанности и не поддаваясь никакому воздействию. После обретения такого понимания, благодаря своей безусильной мудрости бодхисаттва может надлежащим образом объяснять истину всем невежественным существам, которые цепляются за формы. Он делает это в соответствии с их характером и желаниями, хотя он сам не видит в явлениях двойственности. Таким же образом он может объяснять Истину омрачённым существам, которые привязаны к звукам, запахам, вкусам, касаниям и объектам ума.

Молниеносное Достижение, вот что означает сокровищница мудрости Истины, которой обладает великий бодхисаттва. Ради покорения живых существ, введённых в заблуждение объектами чувств, бодхисаттва, который обрёл эту сокровищницу мудрости, может в течение эпохи или нескольких эпох использовать разнообразные способы, искусно объясняя двенадцать опор (14) в соответствии с их желаниями. Хотя их привязанность к двенадцати опорам бесконечна, его мудрость также неисчерпаема, поскольку он никогда не отклоняется от недвойственной сущности явлений (дхармадхату) за пределами различий, но всегда находится с ним в согласии. Так бодхисаттва искусно показывает отсутствие различий во всех явлениях.

Если бодхисаттва обретает эту сокровищницу мудрости Истины, он надлежащим образом может проповедовать Истину живым существам, даруя им неисчерпаемые сокровища Истины и навсегда избавляя их от бедности круговерти.

Молниеносное Достижение, таковы пять сокровищниц мудрости великого бодхисаттвы, которые являются великими сокровищницами мудрости, неисчерпаемыми сокровищницами мудрости, всеобъемлющими неисчерпаемыми сокровищницами мудрости, и безграничными сокровищницами мудрости. Если бодхисаттва обретает эти пять сокровищниц и совершенствует высшие добродетели, он может быстро и не прилагая больших усилий достичь высшего пробуждения».

Выслушав это учение о сокровищницах мудрости бодхисаттва Молниеносное Достижение овладел заклинаниями, пятьсот других бодхисаттв обрели Созерцание Подобное Молнии, а тридцать шесть тысяч богов породили высшее устремление к пробуждению.

В это время бодхисаттва Стяг Луны сказал Пробуждённому:

«Всевышний, ты упомянул о безусильной мудрости. Каков её смысл?»

Пробуждённый сказал:

«Если бодхисаттва, стремящийся вершить благие деяния телом и умом, творя их, цепляется то за одно, то за другое, это называется усилием. Говорят, что бодхисаттва обладает безусильной мудростью, если его тело и ум остаются податливыми; он пребывает свободным от мысли; ни на что не опирается; не проявляет никаких знаков практики; испускает всевозможные проявления в тысячах миллионов миллиардов земель пробуждённых благодаря мудрости, которая является результатом исполнения его прошлых обетов, в то же время оставаясь недвижимым в сущности явлений (дхармадхату); постоянно проповедует Истину, не держась за представления об Истине; применяет четыре привлекающих средства, чтобы привести живых существ к зрелости, не думая, что есть живые существа, которых следует освободить; украшает и очищает все земли пробуждённых, не считая ни одну землю пробуждённого нечистой (15); всегда памятует о пробуждённых, не рассматривая их как материальные проявления; и путешествует по всем землям пробуждённых, оставаясь недвижимым в сущности явлений. Благодаря обретению такой мудрости бодхисаттва может удовлетворить все желания живых существ, не привязываясь к тому, что он делает». …

Затем Всевышний сказал бодхисаттве Молниеносное Достижение:

«Так приходящие, досточтимые, всецело просветлённые прошлого раскрыли и объяснили это учение здесь, и будущие пробуждённые также появятся в мире для того, чтобы изложить это учение. Пробуждённые, так приходящие настоящего в бесконечных, неисчислимых мирах изливают теперь этот великий свет, празднуя продолжение проповеди этого учения».

Тогда досточтимый Ананда встал со своего места, обнажил правое плечо, преклонил правое колено, соединил ладони и спросил Пробуждённого:

«Всевышний, как будет называться эта проповедь и как мы должны следовать ей?»

Пробуждённый сказал Ананде:

«Эта проповедь называется «Неисчерпаемые Сокровищницы Мудрости» или «Речь об Отсутствии Различий во Всех Явлениях». Таковы названия, которые раскрывают смысл того, как вы должны ей следовать».

Когда Пробуждённый произнёс эту проповедь, бодхисаттва Молниеносное Достижение, досточтимый Ананда, четыре вида последователей, и все боги, люди, полубоги, небесные музыканты, и прочие существа мира возрадовались. Они с верой приняли эту проповедь и с благоговением стали осуществлять её учение.


Сутра 20, Тайсё 310, с. 480-6; переведена на китайский Бодхиручи.


Примечания:

1.    Альтернативный перевод: «в то же время не подвергаясь воздействию явлений», или «в то же время оставаясь неизменным в измерении явлений (дхармадхату)». В зависимости от контекста в русском переводе термин «дхармадхату» передаётся либо выражением «сущность явлений», что означает природу всех явлений, либо выражением «измерение явлений», то есть совокупность всех явлений. Всё же термин «дхармадхату» может пониматься двояко. Например, фраза «не различать в сущности явлений (дхармадхату)» может быть истолкована и как «не различать явления».

2.    Эти две строки можно также перевести: «Ты раскрываешь все пути, как истинные, так и ложные, чтобы все могли достичь окончательного покоя и радости». Текст неясен.

3.    Великая Колесница, или Махаяна.

4.    Т. е., великий бодхисаттва.

5.    Эта фраза в тексте может ввести в заблуждение. Бодхисаттва, который обретёт все заслуги пробуждённого, «войдёт» в непребывающее успокоение (нирвану). Это означает, что он не будет пребывать ни в круговерти (сансаре), ни в успокоении.

6.    Термин, который мы перевели как «сокровищница мудрости» буквально означает просто «хранилище» или «сокровищница». Поскольку в этих сокровищницах содержится именно мудрость, мы истолковали термин свободно.

7.    По-видимому, эти два предложения отражают воззрение Тантры, которое говорит о том, что скверны или страсти (санскр. клеша) не являются чем-то таким, что необходимо искоренить. Вместо этого их следует отождествить с пробуждённой природой. В соответствии с этим воззрением просветления и освобождения возможно достичь, опираясь на скверны, нет нужды избегать их.

8.    Мы не считаем эти цифры точными; это – просто образы, выражающие многочисленность.

9.    Анаватапта, буквально, «Без Жгучих Страданий»,  - название мифического озера, расположенного в центре Джамбудвипы. Говорят, что его четыре реки являются источниками Ганга, Инда, Оксуса и Ситы. Этим озером может быть современный Манасаровар.

10.    Несколько свободный перевод.

11.    В оригинале – «пять плодов манго».

12.    Колесница так приходящего и колесница бодхисаттвы в действительности являются одним и тем же; её называют колесницей так приходящего с точки зрения плода или достижения, а колесницей бодисатвы с точки зрения причины или практики.

13.    Соответствующие иероглифы буквально означают «первая истина», и являются синонимом «запредельной истины». В тибетском варианте здесь используется термин don dam pa («высшая истина»).

14.    Санскр. аятана. Шесть органов чувств (глаз, ухо, нос, язык, тело и ум) и соответствующие им объекты (формы, звуки, запахи, вкусы, осязательные ощущения и объекты ума). Опираясь на них проявляется сознание, поэтому их называют опорами сознания.

15.    Например, говорят, что земля пробуждённого, в которой мы живём, мир Саха, является нечистым и подверженным пяти вырождениям.


Перевод с английского: Игорь Калиберда

Из книги "A Treasury of Mahayana Sutras. Selections from the Maharatnakuta Sutra", Translated from the Chinese by The Buddhist Association of the United States, Garma C. C. Chang, General Editor, The Pennsylvania State University Press, University Park and London, 1983 ("Сокровищница сутр Махаяны. Избранные сутры из собрания "Махаратнакута", под редакцией Гарма Чанг, 1983).


Похожие публикации:

Истинный Львиный Рык Царицы Шрималы. Сутра из собрания “Махаратнакута”.

Всеобъемлющие Врата Истины в Непостижимое. Сутра из собрания “Махаратнакута".

Речь бодхисаттвы Сураты. Сутра из собрания “Махаратнакута"

Высшие Заповеди. Сутра из собрания “Махаратнакута”.

Совершенство искусных средств. Сутра из собрания "Махаратнакута".

Речь о беспрепятственном красноречии. Сутра из собрания "Махаратнакута".

Разъяснение сознания. Сутра из собрания "Махаратнакута".

Вопросы Сумати. Сутра из собрания “Махаратнакута”.

Комментариев нет:

Отправить комментарий