воскресенье, 3 мая 2015 г.

Намкхай Норбу Ринпоче. Махамудра и Дзогчен: Следуя истинному смыслу Учения

Интервью, взятое у Намкхай Норбу Ринпоче 4 мая 1992 года в Институте Камалашилы в Германии.


Вопрос: Каковы действительные отличия в теории и практике между Махамудрой и Дзогченом?

Намкхай Норбу Ринпоче: В целом, когда мы говорим о Махамудре, прежде всего Махамудра является конечной целью всех учений Ануттаратантры. Это учение распостранено во всех школах и традициях. В школе Кагью существует особая традиция Махамудры Гампопы. Но Махамудру можно найти также и в традиции Сакья, в традиции Гелуг и в традиции Нингма.

Когда мы говорим об учении Дзогчен, его особый путь отличен от пути Ануттаратантры, потому что Ануттаратантра – путь преображения, а  Махамудра является конечной целью этого пути. Особый метод Дзогчена – самоосвобождение, которое не зависит от преображения. Поэтому Дзогчен является другим видом учения.

В целом, мы считаем, что традиция знания Дзогчен передавалась с очень древних времён, а не только с недавнего времени. Мы говорим, что существовало двенадцать различных учителей в двенадцать различных периодов, которые учили и передавали учения Дзогчен задолго до времени Будды Шакьямуни. Может быть, в то время не существовало всех разновидностей учения, таких как тантры, лунги, комментарии, упадеши и т. д. и всех разделов учений Дзогчен. Но главная передача знания существовала с древнейших времён.

Это, обычно, называют “ненгьюд” или устной передачей. Эта устная передача также присутствовала и развивалась в древней традиции Бон, хотя традиция Бон в действительности не является её источником, поскольку гораздо раньше существовало много мастеров Дзогчена. Учение Дзогчен было переведено и передано в Тибет в основном из Уддияны и некоторые учения Дзогчен также пришли из Труша в Центральной Азии и из Индии. Источником Ануттаратантры также в основном являются Уддияна и Индия. Если мы изучим, например, Калачакру и Гухьясамаджатантру и различные виды Чакрасамваратантры, то окажется, что большая часть мастеров путешествовали в Уддияну, где они получили передачу от махасиддхов и позднее эта передача шла из Индии в Тибет. Такова история, которая относится к Ануттаратантре.

Особенность Ануттаратантры — работа с ясностью, проявлением и движением, это является причиной того, что в ней имеется много преображений. Например, она включает стадию порождения и стадию завершения. Эти две стадии являются основными элементами Ануттаратантры. Но обе они является частью Махамудры. Может быть, обычные люди, которые практикуют стадию порождения, не могут в этот момент обладать знанием Махамудры, но когда они в конце концов её осуществили, тогда все их визуализации, такие как божества и мандала, измерение этих людей, проявляются как часть их потенциальности. Таков истинный смысл Махамудры.

«Мудра» означает «символ». Многие люди понимают термин «мудра» как «печать», но это неверно. «Печать» по-тибетски - «гья». Например, если мы имеем дело с некоторыми тайными учениями, тогда мы говорим «самайя гья гья гья». Это означает, что на них наложена печать, о них нельзя рассказывать и их смысл следует держать в тайне. Но Махамудра означает не это. «Мудра» означает разновидность жеста, например, выполняемого руками. Это символ, но в истинном смысле, это — символ обладания знанием.

Например, если у нас есть образ божества, это — символ, а не реальное просветлённое существо. Просветлённое существо не обладает никакой формой. Они — за пределами форм, но их потенциальность проявляется, и это проявление — символ. Таким образом, ясность практикующего олицетворяется этим символом, и посредством работы с ясностью и измерением всех эмоций и движений затем всё проявляется как персонифицированное божество или как чистое измерение мандалы. Всё является символом. Таким образом, если мы объединим всё наше измерение, всё наше бытие с этим символом, тогда не существует ничего, кроме этого символа, тогда этот символ является частью самого индивидуума и его потенциальности. Когда мы достигаем этого, то мы говорим «всеобъемлющий символ», это — истинная Махамудра. Итак, это является конечной целью всего тантрийского учения.

Но затем у нас есть в школе Кагью очень особенная Махамудра Гампопы, потому что Гампопа посредством своей способности, знания и понимания объединил принципы учений шуньяты, сутры и тантрийского учения, а также знания пути самоосвобождения. Всё это, в истинном смысле, является одним. Не существует никакой разницы. Например, если мы спросим, какая разница между Дзогченом и Махамудрой, то нет никакой разницы, потому что вы можете назвать принцип Дзогченом, или же вы можете назвать его Махамудрой, но истинным смыслом является собственная потенциальность, вы должны попасть в свою истинную природу. Но как вы можете попасть в это состояние? Вы следуете пути и используете метод. Если вы используете систему преображения Ануттаратантры, это называют Махамудрой. Если вы используете систему самоосвобождения учения Атийоги, это называют Дзогченом. Поэтому, в истинном смысле, мы не можем сказать, что между ними существует разница. Итак, в этом более-менее заключается принцип.

Вопрос: В соответствии с различными линиями преемственности на Западе существует множество форм различных практик. Меня интересует, как люди могут узнать, что будет для них наилучшим методом.

Намкхай Норбу Ринпоче: Наилучший метод заключается в том, чтобы люди прежде всего постарались понять, почему они следуют Учению. Какова их цель? Они должны знать её. К Учению не следует относиться как к вещи в магазине, может быть, привлекательной своим цветом или формой.

Учение предназначено для реализации индивидуума, следовательно, если вы правильно следуете Учению, любому виду Учения, оно имеет совершенное действие. Но если вы не понимаете этого, вы ограничиваете себя и остаётесь в этом состоянии. Если вы действительно понимаете принцип Учения, вы не можете найти никакого противоречия. Вы можете использовать различные методы. Конечно, существуют различные линии преемственности. Линии преемственности связаны с передачей, и если вы применяете или следуете передаче, тогда, конечно, вы должны следовать ей правильно. Это является главным моментом. Если, например, вы следуете пути Махамудры, наилучший подход – идти глубже и открывать, что такое истинная Махамудра, вместо того, чтобы только обращать внимание на форму и образ. Ваша цель – реализация. Это - главное.

Также и учитель учит таким образом. Учитель передаёт по той причине, что люди хотят достичь реализации. Что означает реализация? Она означает выход за пределы этого ограниченного видения и этой ограниченной ситуации, в которой мы находимся, потому что мы пребываем в человеческом состоянии, которое с самого начала ограничено нашими телом, речью и умом. Всё ограничено. Мы уже имеем достаточно ограничений в сансаре по причине нашего человеческого состояния, поэтому, если мы развиваем их далее, это не соответствует Учению. Учение предназначено для преодоления этого. Поэтому, если люди знают это и не ограничивают себя и стараются идти к истинному смыслу Учения, то они могут следовать любой линии преемственности или школе без проблем. Это – лучшее, что можно сделать.

Однажды Далай-ламу спросили несколько журналистов в Англии: “Какова худшая вещь для Дхармы?” Он ответил: “Сектантство”. Это – очень интересный ответ, потому что “сектантство” не означает, что вы не должны принадлежать к секте, этого недостаточно. Вы должны знать, что следуете Учению для того, чтобы достичь реализации, а реализация – за пределами ограничений. Если вы следуете таким путём, нет необходимости в том, чтобы вы смешивали всё. Вы можете точно следовать тому, чему уже следуете.

Вопрос: Смешивание разных учителей и различных видов практик достаточно широко распостранено среди практикующих.

Намкхай Норбу Ринпоче: Смешивание означает, что вы не уважаете методы. Что вы берёте кусочек отсюда и кусочек оттуда и сваливаете всё это вместе и изобретаете. Это — смешивание. Но если вы следуете линии преемственности, следуя так, как был объяснён метод, и вы правильно его применяете, это — не смешивание. Это — правильно. Потому что все учения передают путь достижения реализации. Вы нуждаетесь в различных методах и различных путях до тех пор, пока вы не достигнете полной реализации. Так что это — не проблема. Лучше, чтобы вы не ограничивали себя, думая: «Я должен делать это, а не то». Нет причины для этого.

В Дзогчене очень важно, когда мы делаем гуруйогу, осознавать, что гуруйога является объединением всех учителей, потому что учителя передают и передача является пониманием. Неважно, что у вас есть учителя из различных традиций, таких как Гелуг, Нингма, Кагью, Бон или Сакья. Всё, что вы делаете, предназначено для вашей реализации. Поэтому, делая гуруйогу, вы объединяете всех учителей в форме, такой как Гуру Падмасамбхава, Миларепа или Сакья Пандита, если кто-то принадлежит к традиции Сакья. Вы можете использовать то, что вам нравится, любую форму, с которой вы связаны. Это неважно. Но истинный смысл заключается в том, что вы объединяете всех учителей и поддерживаете все передачи, и тогда вы применяете их и не ограничиваете себя.

Таким образом вы можете реализовать больше и иметь больше возможностей. Некоторые говорят: «Как мы можем объединять лам из Сакья, Гелуг, Кагью и Нингма вместе, не будет ли здесь проблем?» Это — не проблема лам. Это — проблема нашего конфликта, который мы должны преодолеть. Если у наших учителей действительно есть такая проблема, то они находятся в ограниченной ситуации, а это означает, что они не являются просветлёнными существами. Они — в сансаре и у них есть это ограничение. Так что это — не хорошо.

Когда вы делаете практику для того, чтобы достичь реализации, вы должны использовать все ваши три аспекта бытия, тело, речь и ум. Они должны идти вместе и не быть раздельными. И ваша цель, пункт, в который вы хотите придти, это — природа ума. Это — конечная цель всех учений. Для того, чтобы попасть туда, вы можете использовать множество методов, связанных с телом, речью, энергией и с какой-то работой ума, например, с визуализациями, сосредоточением и т. д. Это называется методами. Но методы не являются целью. Вы должны различать это очень хорошо.

Вы можете изучать тысячи различных методов от сотен различных учителей, но вашей целью является более глубокое знание и понимание. Все эти методы вторичны. Ключевой момент — объединение в состоянии Махамудры или Дзогчен, которое является вашей истинной природой или потенциальностью.

Но вы нуждаетесь в различных видах методов, поскольку вы находитесь во времени, в обстоятельствах. Обстоятельства изменяются и вы можете оказаться в различных условиях, и в этом случае может случиться так, что какой-либо особый метод принесёт пользу в один день, но в другой день у вас будет другая ситуация и вам понадобится другой метод. Поэтому, если вы знаете, что методы — вторичны, и главное — достичь знания, у вас не будет никаких проблем или путаницы. Если вы озабочены только методом и думаете, что метод является принципом, «Учитель сказал мне это. Я должен это делать», то вы не объедините свою истинную природу в состоянии Дзогчена или Махамудры. В таком случае вы обусловлены этим методом. Но если вы изучаете путь Дзогчена, то практикующий индивидуум является главным, в то время как метод — вторичен. Метод никогда не может быть номером 1, а индивидуум — номером 2. Это — очень важно.


Газета «The Mirror», № 15, May-June 1992.

Перевод с английского: Игорь Калиберда


Похожие публикации:

Намкхай Норбу Ринпоче. Три кайи

Гампопа. Истинная Сущность Ума, Махамудра, Единственный Достаточный Путь

Палтрул Ринпоче. Четыре йоги махамудры

 

Намкхай Норбу Ринпоче. Одно важное отличие между Высшими и Низшими Тантрами

Намкхай Норбу Ринпоче. Смысл Учения и Четыре Благородные Истины

Намкхай Норбу Ринпоче. Различные воззрения и подлинное знание

Намкхай Норбу Ринпоче. Истинная природа и смысл ознакомления

Намкхай Норбу Ринпоче. Тантрическое преображение и Махамудра

Комментариев нет:

Отправить комментарий