вторник, 22 декабря 2015 г.

Намкхай Норбу Ринпоче. Тантрическое преображение и Махамудра.

 

Отцовские и  материнские тантры


Высшая Тантра или путь преображения является учением, переданным просветлёнными суще­ствами посредством их собственного проявления. Ануттаратантра является одним из наиболее высоких учений, как, например, Калачакратантра. Кроме того, существуют тантры отцовские и материнские. Среди отцовских тантр наиболее важной является Гухьясамаджатантра, а среди материнских тантр наиболее важна Чакрасамваратантра. Существует много разновидностей Чакрасамваратантры и Гухьясамаджатантры, не только одна. Все эти тантры были переданы различ­ными учителями посредством различных методов. Но в целом мы говорим о тантрах отцовских и материнских, потому что именно таким образом были представлены методы: первые  делают большее ударение на преображении и визуализации. Или же мы говорим о стадии порождения.

Когда мы работаем скорее с чакрами и каналами, внутренними энергиями, это называется мате­ринской тантрой. Если мы больше практикуем визуализацию и преображение, это скорее называ­ется отцовской тантрой. Но это не означает, что мы выполняем только визуализации или только внутренние практики, это просто означает, что мы немного больше используем один из методов. Когда эти методы применяются уравновешенным образом, это называется недвойственной тан­трой, отцом и матерью. Некоторые традиции говорят, что Калачакра является нейтральной тан­трой, но другие традиции, такие как традиция Гелугпа, не согласны с этим. Как бы то ни было, все эти разновидности тантр, преображений, относятся к Ануттаратантре. Большинство учителей говорят, что Калачакра является проявлением Будды Шакьямуни. Гухьясамаджа, проявление, принесённое в Индию из Уддияны, также считается проявлением Будды Шакьямуни. Но в Тантре существует чрезвычайно много проявлений, даже если рассматривать только Ануттаратантру, и они не всегда являются проявлениями Будды Шакьямуни. Существует бесчисленное множество просветлённых существ и поэтому существуют проявления их мудрости.

В учениях Тантры воззрения людей более открыты, чем в учении Сутры. Если мы мыслим в сооответствии с сутрами, мы считаем, что только это учение является учением Будды Шакьямуни. И не существует пространства, не охваченного учением Будды Шакьямуни. В Тантре мы обладаем более широким представлением о вселенной: в человеческом измерении преобладают учения Будды Шакьямуни, но в это измерение равным образом были переданы учения различных прояв­лений. Такова точка зрения тантрийского учения. Во всяком случае это – не устное учение, вот что важно понимать. Если мы говорим о Сутре, она является устным учением Будды Шакьямуни. Учение Тантры передаётся посредством проявлений. Если существовало проявление Будды Шакьямуни в образе Калачакры, это проявление само по себе является путём, преображением. Это не означает, что Будда Шакьямуни преобразился в Калачакру и затем сказал: «Я – Калачакра, таков путь Калачакры». Очень часто у людей существует большая путаница в отношении этого пред­мета, вызванная способом, посредством которого многие школы и учителя передают учение.


Махамудра


Например, в наши дни  многие учителя дают учения Махамудры в контексте тантрийских уче­ний. Многие учителя излагают Махамудру после выполнения практик преображения Тантры  и говорят: «Теперь мы перейдём к Махамудре». Это означает, что они в действительности не знают, чем является учение Тантры. Люди слишком обусловлены учением Сутры. Вы должны знать особенности Сутры и Тантры для того, чтобы уметь различать их.

В Тантре с самого начала, когда вы преображаетесь, когда вы проявляетесь в образе божества, это является Махамудрой. Вы не должны думать, что Махамудра заключается только в том, чтобы спокойно сидеть где-то в какой-либо позе. «Маха» означает «полный», «мудра» означает «сим­вол». В Тантре проявление божества является символом реализации,  символом обладания этим пониманием. Проявление божества, такое как Калачакра, не является формой этого просветлён­ного существа; просветлённое существо пребывает за пределами формы. У него нет ни формы, ни цвета, иначе оно не было бы просветлённым существом. Именно это мы называем истинным состоянием дхармакайи. И эта дхармакайя обладает бесконечной мудростью качества и количе­ства. Качество означает, например, что сообразуясь с обстоятельствами человеческих существ, просветлённые обладают способностью мгновенно проявиться в форме человека. Если во вселен­ной существуют другие существа, формы которых мы не знаем, то  просветлённое существо явля­ется всеведущим, не имеет препятствий и может мгновенно проявиться в такой форме. Итак, принятие такой формы, такого проявления, это – мудрость качества. Нет никакого ограничения для проявления. Даже если есть миллиарды различных существ, вы обладаете способностью про­явиться и общаться со всеми. Это является потенциальностью мудрости.

У вас должно быть пред­ставление о том, что просветлённое существо является чем-то вроде очень могущественного зер­кала. Природа, истинное состояние зеркала не обладает ни формой, ни цветом, но у него есть бесконечная способность проявлять. Если перед зеркалом находится собака, в зеркале немедленно появляется собака. Именно это мы называем отражением в зеркале. Это не означает, что зеркало создало, собрало элементы, из которых состоит собака. Это зависит от того, что находится перед зеркалом; всегда существует эта мгновенная возможность, способность проявлять это. Посредст­вом этой мудрости качества и количества проявления передаётся понимание истинной потенци­альности, не только потенциальности просветлённых существ, но и вашей собственной потенци­альности. Таким образом у вас есть возможность взять пример с этого преображения.

Этот способ введения и руководства является именно тем, что мы называем посвящением в Тантре. Вы полу­чаете это посвящение и у вас есть это знание. Вы применяете этот метод и входите в эту ясность проявления. В проявлении всё является символом для того, чтобы вы поняли и проявили свою потенциальность. Все ваши аспекты тела, речи и ума реализуются в этом символе. Взяв в качестве образца Калачакру, или Чакрасамвару, или другое божество, вы берёте пример с этих проявлений. Именно это мы называем Махамудрой.

Махамудра не означает, что сначала у вас есть «документ» посвящения, затем вы представляете, что становитесь божеством, и начитываете мантры, и , нако­нец, вы получаете «документ» для того, чтобы применять Махамудру; тогда вы переходите к системе сутр, выполняя шинэ (zhi gnas), затем лхагтон (lhag mthong) и т. д. В действительности не таким способом изу­чают Махамудру. Это не означает, что вы не можете изучать Махамудру с шинэ и лхагтон. Также существует Махамудра, которая принадлежит к системе Сутры. В частности, в традиции Кагьюпа Гампопа объединил системы Сутры и Тантры вместе. Но когда вы выполняете преобра­жение в Калачакру или в Ямантаку, или в какое-то другое божество, вы должны знать, что это само по себе является Махамудрой. Иначе Махамудра в действительности не имела бы смысла.


Из учений, данных в Марсеволе (Франция) 11-16 мая 1989 года.

Перевод с французского: Игорь Калиберда.



Похожие публикации:

Намкхай Норбу Ринпоче. Три кайи.

Намкхай Норбу Ринпоче. Махамудра и Дзогчен: Следуя истинному смыслу Учения.

Намкхай Норбу Ринпоче. Смысл Учения и Четыре Благородные Истины.

Намкхай Норбу Ринпоче. Одно важное отличие между Высшими и Низшими Тантрами.

Намкхай Норбу Ринпоче. Различные воззрения и подлинное знание.

Намкхай Норбу Ринпоче. Истинная природа и смысл ознакомления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий