вторник, 1 марта 2016 г.

Джакомелла Орофино. Передача "Дзогпа Ченпо Шанг-Шунг Ненгьюд".

В традиции бонпо существуют две различные системы классификации учений: «Тхегпа римгуй бон» (Theg-pa rim dgu'i bon), подразделяющая учение на девять колесниц, и «Бон гоши дзодна» (Bon sgo bzhi mdzod lnga): «Четыре двери бон и сокровище пятое».

Первая система аналогична системе традиции ньингмапа, в которой учения подразделяются на девять колесниц. Согласно этой классификации, учения системы медитации Дзогчен считаются окончательной и высшей колесницей.

Вторая система классификации, однако, присуща исключительно традиции бонпо. Термин «гоши дзодна» не имеет простого объяснения.

«Четыре двери»: понсэ (dpon-gsas), чабнаг (chab-nag), чабкар (chab-kar) и пхэн-юл ('phan-yul). Первая, понсэ, может быть переведена выражением «мудрый мастер» и относится к наставлениям и учениям мудрецов и отшельников традиции «Шанг-Шунг ненгъюд» и других линий передачи Дзогчен. Вторая, чабнаг (Черные Воды), относится к магическим ритуалам, похоронным церемониям и различным ритуалам гадания. Третья, чабкар (Белые Воды), относится к текстам и практикам Тантры. Четвертая, пхэн-юл, включает тексты и практики, связанные с монашеской религией.

Система медитации Дзогчен подразделяется на три отдельные передачи, известные под термином «А-Дзог-Ньен-сум» (A-rDzogs-sNyan-gsum), которыми являются передачи А-трид (A-krid), Дзогчен (rDzogs-chen) и «Шанг-Шунг ненгьюд» (Zhang-zhung snyan rgyud).

Учения А-трид (передача «А», буквы изначальной муд-рости) были даны великим отшельником Гондзэд Ритрод Ченпо (dGongs-mdzad Ri-khrod Chen-po, 1038-1096 гг. н.э.), который извлек их из Трогьюд (khro-rgyud) (1), и позднее они были классифицированы Дручен Гьялва Юндруном (Bru-chen rGyal-ba g'Yung-drung, 1242-1290).

Передача учения, которое фактически называлось Дзогчен (rDzogs-chen), была введена тертоном (gter-ston) Шодтон Нодруб Драгпа (bZhod-ston dngos-grub grags-pa) после открытия цикла писаний «Ламед дзогпа ченпо янце лончен» (Bla-med rdzogs-pa chen-po yang-rtse klong-chen) в 1088 г. н.э (2). Третья передача, «Шанг-Шунг ненгьюд», считается у бонпо высшей системой медитации.

Царство Шанг-Шунг было завоевано тибетской монархией в VIII веке н.э. Оно включало в себя территорию, где сегодня находится западный Тибет от Кхьюн-лун нулкхар (Khyung-lung dngul-mkhar) до Данра кхъюн-дзон (Dang-ra Khyung-rdzong) на востоке, до Цан (tsang) на юге и до Кашмира на западе.

Наше знание этого древнего царства очень ограничено, исторические упоминания не ясны, и идентификация имен монархов и мест крайне недостоверна. В хрониках Дуньхуана появляется имя царя Лигмигья (Lig-mi-rgya) традиции бонпо, который был главным царем династии Шанг-Шунга во время его завоевания тибетским царем Сонценом Гампо (Srongs-btsan sgam-po) (3) в VII в. н.э. Исторический отчет о завоевании Шанг-Шунга, обогащенный мифологическими подробностями, дается в «Шанг-Шунг ненгьюд» в разделе, называемом «Ненгьюд манубпэй цхиг» (snyan-rgyud ma-nub-pa'i tshig), который был переведен Д. Снеллгроувом.

Согласно традиции бонпо, учения устной передачи Шанг-Шунга были записаны во времена Трисонга Децена (754-797) Гьерпуном Наншер Лодпо (Gyer-spung sNang-bzher lod-po) (4), отшельником, учеником полулегендарного мудреца «Шанг-Шунг ньенгьюд» Тапихрицы (Ta-pi-hri-za) (5).

Преемственность лам устной традиции Шанг-Шунга (6) подразделяется на «длинную передачу» (ring-brgyud) и «прямую передачу» (nye-brgyud).

«Длинная передача» относится к учениям, которые исходят из бонку (Bon-sku), измерения, тождественного Дхармакае (Dharmakaya) буддийской традиции. Она передавалась от мастера к ученику без встречи между ними на материальном уровне, вплоть до Тапихрицы.

Затем она разделилась на преемственность «двадцати, достигших тела света» ('ja-lus nyi-shu), и преемственность «девяти умственных передач» (dgongs-rgyud dgu).

Прямая передача является передачей, которая через Тапихрицу, проявление бонку, идет к Гьерпун Наншер Лодпо, ламе VIII века н.э., и продолжается в настоящее время.

Она подразделяется на семь отдельных групп:

«Намтрул дродон гьи гьюдпа» (rNam-sprul 'gro-don-gyi rgyud-pa), проявления, которые заботятся о благополучии живых существ;

«Тулку дринчен» (sPrul-sku drin-can), сострадательные проявления;

«Шанг-Шунг гьи мар гьи друбчен» (Zhang-zhung-gyi smar-gyi grub-chen), великие мудрецы «Шанг-Шунг мар» (Zhang-zhung smar);

«Мэдлуг кьи лама» (sMad-lugs-kyi bla-ma), мастера низших областей;

«Тодлуг кьи лама» (sTod-lugs-kyi bla-ma), мастера высших областей;

«Джангьюд кьи лама» (Byang-rgyud-kyi bla-ma), мастера севера;

«Лхогьюд кьи лама» (Lho-rgyud-kyi bla-ma), мастера юга (7).

Кроме того, согласно традиции «Шанг-Шунг ненгьюд», существуют две формы передачи учений: устная (bka'-ma), передаваемая от мастера к ученику посредством слов, передача, которая не прерывается даже сегодня; и передача, именуемая «нямгьюд» (nyams-rgyud), которая относится к учениям об особых методах, связанных с медитативными переживаниями отдельных мастеров. Такие учения были записаны в более поздние времена и существуют в трех версиях: подробной (rgyas-pa skyur-ru smug-gu), сжатой (bsdus-pa 'thor-bu) и средней между этими двумя ('bring-po sor-bshag).

Все учения «Шанг-Шунг ненгьюд» классифицируются по четырем категориям:

«Чи тава чи чод ду шэдпа» (phyi lta-ba spyi gcod-du bshad-pa): учения введения, относящиеся к общим учениям, которые считаются внешними;

«Нан меннаг мартрид ду шэдпа» (nang man-ngag dmar-khrid-du bshad-pa): наставления, которые считаются внутренними;

«Санва ригпа чертхон ду шэдпа» (gSang-ba rig-pa gcer-mtong-du bshad-pa): тайные учения методов медитации на видении света;

«Янсан нэлуг пхуг чодду шэдпа» (Yang-gsang gnas-lug phug chod-du bshad-pa): самые сокровенные учения. Они передаются мастером только одному ученику (gcig-rgyud: «единственная передача»).

В древние времена мастер шептал эти учения через бамбуковую трубку прямо в ухо ученика так, чтобы никто не мог их услышать каким-либо образом (8).

Существует два издания всего цикла писаний «Шанг-Шунг ненгьюд» (9): одно было воспроизведено с ксилографической копии, происходящей из тибетского монастыря Менри (sMan-ri), и было опубликовано Локеш Чандрой (Lokesh Chandra) и Тендзином Намдаком в Индии (10). Другое издание было опубликовано в Индии в 1980 г. Тибетским Монастырским Центром бонпо. В него включены три ранее неопубликованные главы, воспроизведенные с копии, находящейся в монастыре Самлин (bSam-ling), в Долпо (Непал).


Примечания:


1. Тексты учений, приписываемые Тонпа Шенрабу (sTon-pa gShen-rab), которые вместе с «Шива дон гьи кор» (Zhi-ba don-gyi skor) составляют «Чипун янлаг ги кор» (spyi-spungs yan-lag-gi-skor).

2. Опубликован Bonpo monastic Center, Dolanji, (India).

3. Недавние исследования документов Дуньхуана окончательно прояснили подлинность этого тибетского монарха, который завоевал царства Шанг-Шунг во время правления царя Лигмигья Ligmi-rgya) См. Gedun Choepel. The White Annals; Dharmasala, 1978, рр. 66-69; Е. Dell'Angelo, «Sridpa spyi mdos: Contributo allo studio dell'insegmento di gShen-rab Mi-bo-che», р. 77.

4. В «Ламэй намтхар» (bLа-ma'i rnam-thar), собрании жизнеописаний мастеров традиции «Шанг-Шунг ненгьюд» (rDzogs-pa chen-po zhang-zhung brgyud-pa'i bla-ma rnam-tar, fol. 14, et seq.), приводится описание жизни этой важной личности. Он принадлежал к роду Гуриб (Gu-rib), его отцом был Гуриб Буммед (Gu-rib 'bum-med), матерью — Манорса Дронма (Mang or-za sGron-ma) родовое имя, которое до сих пор широко распространено в Северном Тибете, люди которого оставили древнюю традицию бон и приняли буддизм (Т.Н.)]. В Shellgrove, Cutural History, рр. 101 et seq., приводится описание целого эпизода из жизни этого йогина, который перешел на остров посередине озера Дарог (Darog) (Северный Тибет), и событий, которые последовали за уничтожением царства Шанг-Шунг, управляемого царем Лигмигъей (Lig-mi-rgya), когда Гьерпун Наншер Лодпо посредством своих магических сил преуспел в достижении спасения всех текстов религии бон от победившего царя Трисонг Децена и таким образом избежал того, чтобы священные писания Шанг-Щунга сохранялись как «скрытые сокровища» (gter-ma). Также мы читаем в его биографии (fol. 15а et seq..):

«Он получил проясняющие учения от Шепун Дава Гьялцэна (zhe-spungs zla-ba rgyal-mtshan) и от многих ученых мастеров. Он обладал совершенным знанием учения девяти колесниц, изучив их с великим упорством. Он в совершенстве утвердил достоинства и осуществил учения писаний Мери (Ме-ri) и таким образом обрел магические силы. Он выполнял практику с великим аскетизмом. Он был главным жрецом (bla'i mchog) царя Лигмигьи. В период, когда он еще не вполне достиг высшего постижения, он был очень горд собой. Тапихрица явился ему в форме ребенка, который называется «хрица» (hri-tsa) на языке Шанг-Шунга (см. Haarh, Zhang-zhung, р. 43) и победил в нем гордость и привязанность к эго. Он преподал ему методы медитации и растворил все цепи, которые связывали его. Таким образом, он смог созерцать свой ум в состоянии невозмутимости. Мастер Тапихрица передал ему все учения священных текстов «Шанг-Шунг ньенгьюд». Достигнув полной реализации, он действовал ради блага существ, проявляясь в человеческой форме. Он стал всеведущим Буддой».

5. Тапихрица является главной фигурой в линии устной передачи Шанг-Шунга. Мы читаем в «Дзогпа ченпо Шанг-Шунг ги гъюдпэй ламэй намтхар» (fol. 13b et seq.):

«Его отца звали Расан Лугьял (Ra-sangs kLu-rgyal), а мать — Щеригсэл (She-rig-gsal), в то время как Тапираца (Та-pi-rа-tsa) по тибетски означает «царь». Он был учеником своего отца Расан Лугьяла и великого мастера Пэнчен Расана (dPan-chen Ra-sangs). В особенности, он был учеником последнего из двадцати четырех сиддхов, Чепун Дава Гьялцэна (Che-spungs Zla-ba rGyal-mtshan), от которого он получил устную и телепатическую передачи. В течение девяти лет он жил на скалистой горе Тагтхаб сенгей драг (sTag-thab seng-ge'i brag), практикуя аскетизм, все это время тишина никогда не нарушалась человеческим словом. Затем, полностью достигнув обычных и высших сил, он вошел в совершенно чистое состояние, не оставив никаких физических останков. Для себя он осуществил состояние бонку (Bon-sku), а для других — состояние Трулку (sPrul-sku), проявляясь в видимой форме ребенка (Ta-pi-hri-za) на языке Шанг-Шунга). Его физическое проявление не было постоянным, ибо он был способен преображаться в различные формы. Он преуспел в пробуждении счастливцев, которые повстречали его. Он обладал бесконечным знанием».


Хронологические даты отсутствуют в «Намтар» (rnam-thar), поэтому невозможно поместить фигуру Тапихрицы в исторический контекст. Он был учителем Наншер Лодпо (явившись ему в видении), который является первой исторической личностью в линии мастерив устной традиции Шанг-Шунга.

6. Сообщение об истории традиции «Шанг-Шунг ненгьюд» согласно историческому тексту бонпо «Легшэд дзод» (Legs-bshad mdzod).

7. Сравни введение Локеша Чандры к изданию цикла писаний «Шанг-Шунг ненгьюд» (см. прим. 10).

8. Устная информации от Тендзина Намдака.

9. Учения "Шанг-Шунг Ненгьюд" классифицируются Квэрном как относящиеся к разделу Дзод (mdzod).

10. «History and Doctrines of Bonpo Nispanna Yoga» (Satapitaka Series 73) reproduced by Lokesh Chandra and Tenzin Namdak, International Academy of Indian Culture, New Delhi, 1968.


Из книги: Джакомелла Орофино, “Практики смерти и умирания”. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001 г. Перевод с английского: Игорь Калиберда. Редактор: Дмитрий Айнабеков. English version: Giacomella Orofino, “Sacred Tibetan Teachings on Death and Liberation”.

Комментариев нет:

Отправить комментарий